ПАМЯТИ АРТИСТА, ПОЭТА И ПЕВЦА ВЛАДИМИРА ВЫСОЦКОГО
Владимир Семенович Высоцкий родился 25 января 1939 года в Москве. Семья Высоцких: мать — работник архива, отец — в прошлом полковник связи, после ухода в отставку работал преподавателем в техникуме. Жили на 1-ой Мещанской. Когда Высоцкий окончил школу и хотел поступить в театральное училище, родители воспротивились этому. Отец, например, говорил, что в молодости сам писал эстрадные куплеты, а вот стал кадровым военным. И Высоцкий поступил в строительный институт имени Куйбышева на механический факультет. Проучившись два года, он ушел из вуза. Вскоре, через полгода, поступил в школу-студию МХАТа. Руководителем курса был народный артист СССР П.С. Массольский. Через четыре года закончил студию. Играл в театре миниатюр, затем в театре им.Пушкина, затем перешел в театр на Таганке, где играл до последнего дня. Он снялся в 22 фильмах, в 3 телефильмах. Песен написал по собственному утверждению более 500. Пластинки с записями его песен выходили и продолжают выходить во многих странах мира. Умер В.С.Высоцкий в Москве 25 июня 1980 года от инфаркта. Люди выбирают себе певца. Кто знал, что этот выбор коснется коренастого паренька со светлой прядкой на лбу, с поднятым воротником сутулящейся куртки ? Чуть помедленнее, кони, Это великая песня и великая
поэзия, судьбу поэта слышим в ней: Он был тих в жизни, добр к друзьям, деликатен, незаметен дома, его все любили, что редко в актерской среде. Но гибельность аккомпонировала ему и не в переносном смысле, а в буквальном. Дважды его реанимировали, однажды Высоцкий три минуты был “на том свете”. Трудно говорить о нем, такая мука слышать его диски — так жив он во всех нас. Смерть просветила даже снобов, многие нынче повернулись к нему, появилось много прекрасных стихов его памяти. Это хорошо, когда цветы ложатся на могилу, но как они нужны ему были при жизни! Неужто надо умереть, чтобы люди поняли и поверили! Давно уже замечено, что когда умирает известный человек, то число его “посмертных друзей” сразу же начинает бешено расти. И объяснить это явление в общем-то можно: ведь всегда находятся люди, жаждущие погреться в лучах чьей-нибудь славы, хотя бы посмертной. Но у Высоцкого и у его песен и в самом деле великое множество истинных друзей! Тех самых, ради которых он работал и для кого жил. Песня “Горизонт”.
Высоцкий любил слово “работа”, произносил его без всякого актерства, сам работал с неправдоподобным напряжением — в театре, на съемках, на любых подмостках, а более всего со словом наедине. Когда он выступал, можно было физически ощутить и другого рода работу — работу над нашим сознанием. Поднять, преодолеть, победить чужую инерцию, раздвинуть горизонт — это было смыслом его труда. При жизни Высоцкий знал громкую славу — после смерти завоевал пристальное внимание к себе. В день похорон он, — навсегда смолкший, подчинившийся проклятой церемонии, — казалось, тоже работал. И ни чем иным, как его именем на Таганской площади была установлена небывалая тишина. Когда из дверей театра актеры вынесли гроб, над площадью раздался странный звук, похожий на тихие долгие аплодисменты. Это со всех крыш, окружающих площадь, мальчишки запустили в небо голубей. Было много замечательных человеческих лиц вокруг. Вот уже и автобус отъехал от здания театра, а люди все стояли; они стояли так с утра и еще раньше — с вечера, а потом целый день. С первых же шагов в искусстве началось сложное переплетение песен с созданием ролей. Оттолкнувшись от собственной песни, Высоцкий мог вынести какую-то роль, выходил к целому циклу, множил, варьировал в нем содержание спектакля, чтобы потом уйти от него совсем к созданию совершенно самостоятельных ролей в песнях-монологах и в песенных диалогах. Песня “0-7”. Спектакль “Павшие и живые” во многом определил путь Высоцкого. Война — трагедия народа.Протяженность ее отзвука — многие десятилетия.Высоцкому было свойственно слышать и впускать в себя голоса ушедших поколений.Оттого он назвал своим любимым спектаклем “Павшие и живые”. Его навсегда ранила мысль поэта, судьба которого неотрывна от народной судьбы, а ранний уход — трагичен. Кульчицкий, Багрицкий, Коган, Гудзенко ушли из жизни, не успев стать маститыми, не дописав, не дочитав, не долюбив. Песня “Он не вернулся из боя” Эта песня — одна из главных в творчестве Высоцкого.В ней есть ответ на вопрос: почему поэт, человек, который по своему возрасту явно не мог принимать участия в войне, все-таки пишет о ней, более того, — не может о ней не писать! Песня “Мы вращаем землю” А все дело в судьбе, в личной человеческой судьбе, которая никогда не бывает чем-то обособленным от других человеческих судеб. Она, твоя судьба, — часть общей судьбы твоего народа.И существуешь ты на земле, продолжая не только судьбы своих собственных родителей, но и многих других людей. “Звезды”, “Разведка боем”, “Аисты” — это трагические песни. Высоцкий исследовал состояние человека на войне так, как это должны делать психологи. Содержание поэзии Высоцкого можно объяснить так — он писал о павших и живых. Буквально о павших — ушедших, погибших, не вставших. И еще о живых, о том, как бьется в человеке эта жажда жизни — до последнего мгновения. Он защищал эту жизнь в каждом. Песня “Сыновья”.
Именно так и продолжается жизнь, продолжается общая судьба и общее дело людей; от родителей к детям переходят самые значительные и самые высокие понятия. У Высоцкого есть песни чем-то похожие на роли из никем не написанных пьес. Он хотел играть эти роли сегодня, немедленно, и потому сочинял их сам, сам был режиссером и исполнителем, он влез в их заботы, проблемы, профессии и жизненные принципы, демонстрировал их способ мыслить и говорить, был дерзок и насмешлив, дразнил и разоблачал, ободрял и поддерживал. Причем он делал это так талантливо, так убедительно, что иные слушатели путали его с теми персонажами, которых он изображал в песнях. Чувство личной ответственности во весь рост встает в песнях о войне, не ослабляя силы входит в темы вполне мирные, становится лейтмотивом всех лучших песен и стихов В.Высоцкого. А Высоцкий снова и снова выходил на сцену, продолжал сочинять и петь свои всегда неожиданные, разноплановые, злободневные песни-роли и в общем-то это уже были не роли, а скорее целые пьесы со своими неповторимыми характерами, конфликтами и тонким сюжетом. Песня “Диалог у телевизора”. Исполняя свои песни, Высоцкий мог быть таким штормовым и бушующим, что людям, сидящим в зале, приходилось, будто бы от сильного ветра закрывать глаза и втягивать голову в плечи, и казалось, еще секунда и рухнет потолок, взорвутся динамики, не выдержав напряжения, а сам Высоцкий упадет, задохнувшись умрет прямо на сцене. Казалось, невозможно петь на таком нервном накале, нельзя дышать..., а он пел..., он дышал... Песня “Мы больше не волки”. Зато следующая его песня могла быть потрясающе тихой, и от этого она больше западала в душу. Песня “О земле”. Высоцкий, который недавно казался пульсирующим сгустком нервов, вдруг становился воплощением возвышенного спокойствия, человеком, постигшим все тайны бытия. И каждое слово звучало по-особенному трепетно. Стихотворение “Я люблю”: Люблю тебя сейчас, не тайно,
напоказ, Песня “Лирическая”. Стихотворение “В душе моей”. Он написал много песен, и, конечно, не все они равные. Высоцкий никогда не пел свои песни свысока, никогда не стоял над зрителями, над слушателями, и эстрада была для него не пьедесталом, а местом, откуда его просто лучше видно и слышно. Его песни поют разные исполнители, порой хорошие певцы, но песня все равно получается другой, взятой напрокат. И дело даже не в своеобразной исполнительской манере. Ведь в конце концов манеру его можно скопировать. Манеру можно, а душу — нельзя. Стихотворение “У микрофона”. Если для нормальных людей Высоцкий был близким, необходимым и любимым актером, то для мещанствующих снобов он был, прежде всего, модным. Именно они распускали слухи о нем, неле-пые толки, фантастические сплетни и в то же время заискивали, лебезили перед ним. А он ... ненавидел мещан и снобов. Песня “О сплетнях”. Стихотворение “Я не люблю фатального исхода”. В театре на Таганке всегда любили поэтов. Великим — посвящали спектакли, внимательно изучали. Павших — поднимали и ставили в ряд с живыми, забытых — вспоминали, современным — давали слово. Многих поэтов здесь любили, а один здесь родился. Театр дал Высоцкому многое, он не заглушил его поэтический голос, а напротив, потребовал — пой ! Придя в театр автором “дворовых” песен, Высоцкий стал художником - интеллигентом. Так кем же он все-таки был, Владимир Высоцкий? Кем он был больше всего? Актером? Поэтом? Певцом? Об этом можно спорить. Но прежде всего он был личностью, явлением, и факт этот в доказательстве уже не нуждается. Стихотворение “Мне судьба”. Лучшие песни Высоцкого — друзья людей. В них есть то, что может поддержать тебя в трудную минуту, есть неистощимая сила, неповторимая нежность и размах души человеческой, и еще есть память, память пройденных дорог и промчавшихся лет, наша с вами память. Песня “Надежда”. Стихотворение “Спасибо, друг, что посетил...” Спасибо, друг, что посетил
последний мой приют! Существует такое понятие — судьба. Оно не вполне совпадает с представлениями о реальной жизни человека. Жизнь Высоцкого кончилась. Но судьба, которая шире и больше его жизни, только еще разворачивается. Размышляя о ней, мы оглядываемся не назад, но вокруг, смотрим не на одного человека, а на многих и на самих себя. И, как сказал однажды А.Блок: “Не лучше ли для поэта такая память, чем том критических статей и мраморный памятник?” Песня “Что так тихо кричу?” ПРИЛОЖЕНИЕ АНКЕТА ТЕАТРА “СОВРЕМЕННИК” Предложена Высоцкому во время работы над спектаклем “Мой остров”. Имя, фамилия, отчество
Должность Самые любимые писатели
поэты актёры актрисы Любимый театр, спектакль
Режиссёр Любимый скульптор,
скульптура Любимый художник,
картина Любимый композитор,
музыкальное произведение, песня Страна, к которой
вы относитесь с симпатией Идеал мужчины Идеал женщины Человек, которого
ты ненавидишь Самый дорогой для
тебя человек Самые замечательные
исторические личности Исторические личности,
внушающие тебе отвращение Самый выдающейся человек
современности Скажи мне, кто твой
друг За что ты его любишь
Что такое по-твоему
дружба Черты характера для
твоего друга (подруги) Любимые черты характера
человека Отвратительные качества
человека Твои отличительные
черты Чего тебе недостаёт
Каким человеком ты
себя считаешь Любимый цвет, цветок,
запах, звук Чего ты хочешь добиться
в жизни Что бы ты подарил
любимому человеку, если бы был всемогущ Какое событие стало
бы для тебя самым радостным Какое трагедией Чему ты последний
раз радовался Что тебя последний
раз огорчало Любимый афоризм, изречение,
девиз Что бы ты сделал в
первую очередь, если бы стал главой правительства Твоё увлечение Любимое место в любимом
городе Твоя мечта Ты счастлив? Хочешь ли ты быть
великим и почему Любимая футбольная
команда Дата твоего рождения
Поставь сегодняшнее
число и подпишись А.Вознесенский. Реквием оптимистический. За упокой Высоцкого
Владимира Владимир умер в два
часа А над губой росли
усы Спи, шансоньё всея
Руси Володька, А баба, русый журавель, Бродил закатною Москвой, В. Гафт Памяти Владимира Высоцкого На цифре 37 с меня
в момент слетает хмель. Всего пяток прибавил
бы к той цифре “37”. Не нужен нынче револьвер,
чтоб замолчал поэт. А оставалось петь
такая малость. И пусть по радио твердят,
что умер Джо Дассен, Он пел о том, о чём
молчали, пел И этих ран не залечить,
не перевязать. В. Солоухин. Памяти Высоцкого. Хоть в стенку башкой, Что в больничном загоне, Смолкли лучшие трели Я в бреду, как в тумане, Только явится парень Как Есенин повиснет, До свидания, тёзка! Что там я - миллионы, Ты был совесть и смелость, В звоне струн, в ритме
клавиш
|