СУДЬБА ПОЭТА Сценарий вечера, посвященного Борису Пастернаку. Оформление сцены: 1. Портрет поэта. а) “Жить и сгорать у всех
в обычае, б) “Во всем мне хочется дойти в) “Но пораженья от победы 3. Перечень сборников поэта. “Близнец в тучах” 1914 г. (Звучит фонограмма песни А.Галича “Памяти Бориса Пастернака”)
ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ. ВТОРОЙ ВЕДУЩИЙ. Эти строки Бориса Пастернака как нельзя лучше отражают суть его жизни, жизни художника, жертвой прочертившего путь к славе и величию. ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ. Борис Леонидович Пастернак родился 29 января (10 февраля) 1890 г. в Москве. В семье молодого живописца Леонида Пастернака и пианистки Розалии Исидоровны Пастернак-Кауфман искусство сливалось с повседневностью. ВТОРОЙ ВЕДУЩИЙ. Дома устраивались музыкальные вечера, на которых бывали друзья отца - Поленов, Левитан, Серов. Послушать известную пианистку приезжал Л.Н.Толстой. Одним из ближайших друзей семьи был С.Скрябин. ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ. Мальчик рос под звуки фортепиано, окруженный живописными работами отца. Этот синтез музыки, живописи и поэзии отразился в его творчестве даже текстуально. ВТОРОЙ ВЕДУЩИЙ (на фоне музыки П.И.Чайковского “Осенний вальс” на сцену проецируется “Золотая осень” И.И.Левитана). Октябрь серебристо-ореховый,
ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ. Поэт считал обстановку родительского дома основой своего художественного становления. Позже он писал: “Я, сын художника, искусство и больших людей видел с первых дней и к высокому и исключительному привык относиться как к природе, как живой норме”. ВТОРОЙ ВЕДУЩИЙ. Летом 1903 г. Б.Пастернак был поражен и очарован, услыхав как на соседней даче Скрябин сочиняет 3-ю симфонию. В этой гениальной, рождавшейся у него на глазах музыке, мальчик с удивлением узнавал окружающую природу, гудение леса, пение птиц. ЧТЕЦ (под музыку А.Вивальди “Времена года”). А.Пластов “Летом” Тянулось в жажде к хоботкам Не ход часов, но звон цепов Бывало - нагулявшись всласть, Не тени - балки месяц клал, Скорей со сна, чем с крыш;
скорей Так пахла пыль, так пах бурьян. ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ. Впечатление было таким сильным, что вызвало решение, не откладывая, профессионально учиться музыкальной композиции. Одновременно с гимназией он практически прошел курс консерватории под руководством Р.Глиэра. ВТОРОЙ ВЕДУЩИЙ. Однако композитором он не стал, пронеся сквозь всю жизнь любовь к музыке, мелодичность поэзии, саму музыку в стихе. (На сцену проецируется М.Врубель “Лебедь”)
ЧТЕЦ (на фоне музыки Сен-Санса “Лебедь”). Стихотворение “Импровизация”. Я клавишей стаю кормил с
руки И было темно. И это был труд. И это был труд. И было темно. И ночь полоскалась в гортанях
запруд. ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ. Как прошло расставание с мечтой стать композитором поэт рассказал в автобиографической повести “Охранная грамота”. ЧТЕЦ (отрывок из повести “Охранная грамота”). “Больше всего на свете я любил музыку, больше всех в ней Скрябина. Музыкально лепетать я начал незадолго до первого в ним знакомства. К его возвращению из-за границы я был учеником одного поныне здравствующего композитора. Мне оставалось еще только пройти оркестровку. Говорили всякое, впрочем, важно лишь то, что если бы говорили и противное, все равно жизни вне музыки я себе не представлял. Но у меня не было абсолютного слуха. Так называется способность узнавать высоту любой произвольно взятой ноты. Отсутствие качества, ни в какой связи с общею музыкальностью не состоящего, но которым в полной мере обладала моя мать, не давало мне покоя. Если бы музыка была мне поприщем, как казалось со стороны, я бы этим абсолютным слухом не интересовался. Я знал, что его нет у выдающихся современных композиторов, и, как думают, может быть, и Вагнер, и Чайковский были его лишены. Но музыка для меня была культом, то есть той разрушительной точкой, в которую собиралось все, что было самого суеверного и самоотреченного во мне. У меня было несколько серьезных работ. Теперь их предстояло показать моему кумиру. Первую вещь я играл с волнением, вторую - почти справясь с ним, третью - поддавшись напору нового и непредвиденного. Случайно взгляд мой упал на слушавшего. Следуя постепенности исполнения, он сперва поднял голову, потом брови, наконец, весь расцветши, поднялся и сам и, сопровождая изменение мелодии неуловимыми изменениями улыбки, поплыл ко мне по ее ритмической перспективе. Все это ему нравилось. Он пустился уверять меня, что о музыкальных способностях говорить нелепо, когда на лицо несравненно большее, и мне в музыке дано сказать свое слово. В ссылках на промелькнувшие эпизоды он подсел к роялю, чтобы повторить один, наиболее его привлекший. Оборот был сложен, я не ждал, чтобы он воспроизвел его в точности, но произошла другая неожиданность, он повторил его не в той тональности, и недостаток, так мучивший меня все эти годы, брызнул из-под его рук, как его собственный. И, опять, предпочтя красноречью факта превратности гаданья, я вздрогнул и задумал надвое. Если на признанье он возразит мне: “Боря, но ведь этого нет и у меня; тогда - хорошо, тогда значит, не я навязываюсь музыке а она сама суждена мне. Если же речь зайдет о Вагнере и Чайковском, о настройщиках и так далее, - но я уже приступал к тревожному предмету и перебитый на полуслове, уже глотал в ответ: “Абсолютный слух? После всего, что я сказал вам? А Вагнер? А Чайковский? А сотни настройщиков, которые наделены им?...” Я не знал, прощаясь, как благодарить его. Что-то подымалось во мне. Что-то плакало, что-то ликовало. Я шел переулками, чаще надобности переходя дорогу. Совершенно без моего ведома во мне таял и надламывался мир, еще накануне казавшийся навсегда - навсегда прирожденным. Я шел, с каждым поворотом все больше прибавляя шагу, и не знал, что в эту ночь уже рву с музыкой”. ВТОРОЙ ВЕДУЩИЙ. В 1908 г. Борис поступает в Московский университет сначала на юридический, а затем на философский факультет. Он хочет проникнуть в суть вещей. ЧТЕЦ. ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ. Занятия философией отразятся и в поэзии. Целый цикл Пастернак так и назовет, а открывать его будет стихотворение “Определение поэзии”. ЧТЕЦ. ВТОРОЙ ВЕДУЩИЙ. Но увлеченье, очень серьезное, философией не станет судьбой. В 1912 г. Б.Пастернак на 3 летних месяца поехал в Марбургский университет, тогдашний центр философской мысли, где преподавали такие светила, как Наторн, Коген, Гартман. ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ. Борис с успехом занимается у всех трех. Ему даже предложили через год вернуться в Марбург для защиты докторской диссертации. Но... ВТОРОЙ ВЕДУЩИЙ. Судьба распорядилась иначе. Случайно в Марбурге Пастернак встречает девушку, которую любил. После неудачного предложения он решает не рассуждать о жизни, а жить и писать стихи. ЧТЕЦ (стихотворение
“Марбург”). ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ. Весной 1913 г. Пастернак блестяще закончил университет. ВТОРОЙ ВЕДУЩИЙ. А одновременно появились в печати первые стихотворения поэта. ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ. Пятеро молодых людей на собственные деньги издали небольшой альманах “Лирика”. ВТОРОЙ ВЕДУЩИЙ. В этот альманах вошли 5 стихотворений поэта. Первым из них, люби-мым и открывавшим затем многие сборники стало стихотворение “Февраль. Достать чернил и плакать”. ЧТЕЦ (на сцену проецируется М.Чурленис. Соната Весны. Андигро) Февраль. Достать чернил и
плакать! ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ. За последующие почти 50 лет творчества Б.Пастернак напишет всего восемь поэтических книг: 1914 г. - “Близнец в тучах” 1917 г. - “Поверх барьеров” 1922 г. - “Сестра моя жизнь” 1923 г. - “Темы и вариации” 1929 г. - “Поверх барьеров” 1932 г. - “Второе рождение” 1943 г. - “На ранних поездах” 1959 г. - “Когда разгуляется”. ВТОРОЙ ВЕДУЩИЙ. Это очень немного для такого поэта как Б.Пастернак. В чем же дело? Поэтическая немота? ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ. А дело в том, что основной темой поэзии был человек, его душа, переживания, становление человеческой личности. А в изменившемся вокруг поэта мире эти понятия потеряли право на существование. ВТОРОЙ ВЕДУЩИЙ. Сам Б.Пастернак писал: “Стихи не заражают больше воздуха, каковы бы ни были их достоинства. Разносящей средой звучания является личность. Старая личность разрушается, новая не сформировалась. Без резонанса лирика немыслима”. ЧТЕЦ. “Другу”. Иль я не знаю, что, в потемки
тычась, ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ. Не могли не отразиться на творчестве поэта и политические перемены, произошедшие в общественной жизни. ВТОРОЙ ВЕДУЩИЙ. В своем дневнике он записал: “Именно в 36-м году, когда начались эти страшные процессы, все сломилось во мне, и единение со временем перешло в сопротивление ему, которое я не скрывал. Я ушел в переводы. Личное творчество кончилось”. ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ. В годы войны и сталинского террора “вечным спутником”, духовным примером и собеседником Пастернака стал В. Шекспир. ВТОРОЙ ВЕДУЩИЙ. Переводы из Шекспира были не только источником заработка, но давали ему нравственную опору. ЧТЕЦ. (“Гамлет” или сонет В. Шекспира в переводе Б. Пастернака). Гул затих. Я вышел на подмостки, Измучась всем, я умереть
хочу. И наблюдать, как наглость
лезет в свет, И вспоминать, что мысли заткнут
рот, Измучась всем, не стал бы
жить и дня, ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ. Радость победы в войне возрождала надежды на долгожданное обновление общества. Радостные предвестия свободы оказались ложными, но в их свете Пастернак начал писать роман “Доктор Живаго” - свое последнее, любимое и трудное дитя. ВТОРОЙ ВЕДУЩИЙ. Роман стал почти автобиографическим. В основу любовного треугольника в романе легла личная драма поэта, история его любви с Ольгой Ивинской. ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ. Их любовь вспыхнула, как свеча, жизнь вплелась в роман, а роман стал жизнью. ЧТЕЦ (“Зимняя ночь” на фоне музыки Негрино “Ричеркар” или другой мелодичной, например - Ф.Лей “Мужчина и женщина”). Мело, мело по всей земле ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ. Последние поправки в текст романа были внесены зимой 1955 года. Предполагалось опубликовать роман в “Новом мире” в 1956 году, а более чем через год должен был выйти перевод в Италии. ВТОРОЙ ВЕДУЩИЙ. Но публикации в “Новом мире” не состоялось, его редактор К. Симонов отказался от “антисоветского, клеветнического”, по его словам, романа. ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ. Выход итальянского перевода остановить было невозможно. И роман, запрещенный на Родине более чем на 30 лет, выходит в Италии в 1957 г. За этим последовали зарубежные и русские издания и переводы практически на все языки мира. Пастернак становится знаменитым на весь мир. ЧТЕЦ. ВТОРОЙ ВЕДУЩИЙ. Действительно, победа оказалась равной поражению. В 1958 году поэту была присуждена Нобелевская премия “за выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и продолжение благородных традиций великой русской прозы”. Это было мировое признание, но... ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ. На родине поэт оказался изгоем. На страницах газет против Пастернака была развернута кампания: ”Долой!” ВТОРОЙ ВЕДУЩИЙ. Любимая женщина оказалась под угрозой ареста. И Б.Пастернак вынужден был отказаться от премии. В эти дни он напишет стихотворение “Нобелевская премия”. ЧТЕЦ. ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ. Эта история будет стоить Пастернаку жизни. Нет, судьба отпустит ему еще год, но год тяжелой болезни, год душевного упадка. ЧТЕЦ. ВТОРОЙ ВЕДУЩИЙ. А 30 мая 1960 года Б.Пастернак “умер в своей постели”. (А.Галич. “Памяти Бориса Пастернака”)
|